История фирмы NHT.

История фирмы NHT.

Начало

В этом году компании с претенциозным названием Now Hear This («Сейчас Послушайте Это») исполнилось всего-то 12 лет. Но за этот небольшой даже по меркам аудиоиндустрии срок ее продукция сумела завоевать огромную популярность среди ценителей высококачественного звуковоспроизведения. Возможно, не последнюю роль в этом сыграла цена, ведь основатели NHT вознамерились доказать всему аудиофильскому сообществу, что утверждение «High End-звук возможен только за High End-деньги» не имеет под собой никакой почвы. И сегодня можно смело утверждать, что команде молодых, но талантливейших дизайнеров под руководством ветеранов аудио Кена Кантора (Ken Kantor) и Криса Бирна (Chris Byrne) это в полной мере удалось.

Первая акустическая система NHT Model 1 была представлена в 1987 году и положила начало целой серии громкоговорителей, неизменно получающих восторженные отзывы экспертов за превосходное, точное звучание при реальной цене. Наиболее ярко и полно дизайнерскую философию компании выразил Кен Кантор: «Звучание и технические характеристики, позволяющие отнести то или иное устройство к классу High End, представляют собой объективную данность, в то время как величина стоимости аппаратуры зачастую является субъективной величиной, не отражающей качества. Если Вы найдете немного времени и хорошенько задумаетесь над тем, что же делает звучание продукта превосходным, то наверняка придете к выводу, что хорошие уши и свежие идеи гораздо важнее дорогих уловок. ...Мне кажется, что многие люди побаиваются высококачественного стерео. Их убедили снобы-аудиофилы и снобы-дилеры, что им просто не дано почувствовать разницу в звучании, а тем более осилить покупку хорошей аппаратуры».

Среди коллег по бизнесу, знакомых и друзей Кантора бытует мнение, что он родился с паяльником в руках. Еще в юности он прославился среди профессиональных музыкантов своими усилителями для электрогитар и студийных магнитофонов. Позднее он изучал акустику и электронику в Массачусетском Технологическом Институте, параллельно работая на несколько известных компаний, производителей аудиотехники. Всю жизнь он посвятил проблемам психоакустики - теории, воплотившейся в «Focused Image Geometry» («Геометрия сфокусированного звукового образа»), важнейшей отличительной черты акустических систем NHT с поворотом передней панели под углом 21 градус.

С первого дня своего существования NHT отслеживает новые технологии и тенденции на мировом аудиорынке. Model 1, созданная в 1987 году, уже имела магнитное экранирование, что позволяло устанавливать ее в непосредственной близости от телевизора. В 1990 году был представлен один из первых в мире громкоговорителей центрального канала Model 1C, тембрально сбалансированный для воспроизведения музыки и диалогов в системах «домашнего кинотеатра». Также одной из первых NHT разработала акустические системы с возможностью переключения на воспроизведение музыки или звукового сопровождения кинофильма. Другой особенностью этих оригинальных колонок стало боковое расположение низкочастотного драйвера.

По словам Криса Бирна, «среди сотрудников фирмы есть профессиональные музыканты и просто ценители хорошего звука, но все они страстно влюблены в музыку. Продукция NHT представляет собой отражение этой любви, а кроме того, нам просто нравится разрабатывать по-настоящему хорошую аппаратуру».

Благодаря аккуратности, сфокусированности и динамичности воспроизведения акустические системы NHT стали неотъемлемым атрибутом студий звукозаписи и концертных залов в Соединенных Штатах. Сегодня марка NHT одна из наиболее известных среди профессионалов и энтузиастов аудио. Единственное, что не претерпело изменений за прошедшие 12 лет, это приверженность компании своему основополагающему принципу - воспроизведение High End-звука за реальные, разумные деньги.

Жизнь и философия Кена Кантора

По словам самого Кантора, во время учебы в школе и колледже он вовсе не был заядлым аудиофилом. Хотя уже тогда он сконструировал и собрал свой первый предварительный усилитель. Нельзя сказать, что звучание фирменных его не удовлетворяло, просто это оказалось намного дешевле, чем покупать готовый. Но вынужденная экономия принесла неожиданные плоды: конструкция была замечена и молодому студенту предоставили место в учебной лаборатории. Кен сразу оказался в самом центре акустических исследований того времени - изучения параметров чувствительности человеческого слуха. В лаборатории C.J. Lebel Lab при Массачусетском Технологическом Институте исследовали характеристики, составляющие слышимый диапазон звучания - что может слышать человек, а что нет, и чем именно определяется это различие. По сравнению с этим, дипломная работа Кантора, посвященная электротехнике, показалась ему совершенно скучной. Он начал было трудиться над ней, но все время продолжал подглядывать, что же делает парень за соседним столом. В конце концов куратор не выдержал и предложил ему переработать задание и включить в него и эту тему, раз она его так увлекает. В результате дипломный проект по электротехнике оказался сфокусированным на громкоговорителях и параметрах чувствительности звукового восприятия. В своей работе Кантор выдвинул несколько оригинальных идей по поводу определения качества звучания акустической системы, но существовавшие в то время измерительная база и методики не позволили проверить их на практике. Сейчас, по прошествии почти 30 лет, Кантор целиком согласен с выдвинутыми им же предположениями. Возможно, рассуждения носили несколько поверхностный характер, но принципиальных ошибок в них не было. В конце концов, именно эта работа оказала решающее влияние на весь последующий образ его мыслей.

В то время Бостон был и исследовательским, и коммерческим центром американского аудио. Но по существовавшей практике колледж не финансировал исследовательские работы своих выпускников, и Кантор был вынужден обратиться к нескольким местным производителям с просьбой о поддержке. Первой откликнулась уже достаточно известная компания Acoustics Research, которая предложила чек на 200 долларов, а также все необходимые для проведения исследований корпуса и динамики. Для небогатого студента двести долларов в то время были просто фантастической суммой, на них можно было прожить почти полгода. Но все же большую выгоду от контракта, наверное, получила фирма.

Кантор много времени проводил на заводе компании и был заворожен видом громкоговорителей и другого аудиооборудования. И он решил, что это и есть тот бизнес, которым бы он мог заниматься с любовью и посвятить ему свою жизнь. Но для начала необходимо было накопить опыт и вникнуть во все тонкости конструирования и производства. Когда штатным дизайнерам необходимо было что-то построить для экспериментальных целей или собрать опытный образец, новый сотрудник всегда оказывался на подхвате, чтобы сделать это. У компании всегда была подобная работа, а ему были нужны деньги для оплаты обучения, поэтому их отношения получили естественное развитие. За время сотрудничества с Acoustics Research Кантор познакомился с представителями и других компаний, что позволило ему поработать в разное время для Bose, Boston Acoustics, Sound Concepts.

Работая в Acoustics Research, Кантор быстро понял, что научной и конструкторской базы только этой компании ему явно недостаточно для воплощения собственных идей. И он нашел простое решение. Действовавшая в то время практика возврата купленной аппаратуры позволила обучить десятки инженеров-конструкторов. Когда Кен получал очередное задание, например собрать опытный образец усилителя мощности, он шел в крупный салон аудиотехники, покупал кучу оборудования, всю ночь копался в его схемах, а на утро возвращал все обратно, сославшись на неудовлетворенность качеством звучания. Оправданием этим действиям служило высказывание известного ученого Уильсона Мизнера: «Когда вы крадете у одного автора, это плагиат, но если у многих - это уже исследование». Тем не менее, по окончании колледжа Кен Кантор решил оставить железки и формулы и изучать сценическое искусство и историю театра. Но вскоре его идеи и проекты в этой области иссякли, и он убедил себя, что доктором искусствоведения ему не стать. В это время о подававшем надежды инженере вспомнила фирма NAD, пригласившая его в исследовательский отдел. В ответ на заявление Кантора, что он не желает заниматься исключительно наукой и гораздо больший интерес для него представляет сама музыка, компания предложила ему работать три дня в неделю, организовала переезд в Лондон и предоставила маленькую студию звукозаписи.

Первоначально руководство NAD хотело, чтобы новый специалист занялся созданием громкоговорителей и программ для их тестирования. Но все закончилось тем, что большую часть времени он был вынужден уделять совсем другим проектам, таким, как разработка темброблока и контрольно-измерительного оборудования для усилителей серии 3020. Но эта сфера деятельности его совершенно не устраивала, так как он не был руководителем группы и занимался любым делом, которое ему поручали. По твердому убеждению Кантора, процесс разработки электронной схемы гораздо более аналитичен по сравнению с конструированием громкоговорителя. Здесь не требуется никакой психологии. Если конструктор обнаруживает ошибку, ему необходимо всего лишь найти виновный элемент и заменить его на другой. Цель четко определена, так же, как и степень допустимого отклонения схемы от заданных параметров. Совсем другое дело - акустическая система. Вы можете измерить ее характеристики, и это даст вам представление об избытке высоких или низких частот, о наличии искажений. Но никакие параметры не скажут о главном: удалось ли колонке убедить вас в том, будто она создала настоящее звуковое поле? Громкоговоритель невозможно сконструировать без знания психологии, теории информации, а также всего, что известно о человеческом восприятии музыки.

Почувствовав ностальгию по прежним временам, Кен Кантор решил уйти из NAD и, вернувшись домой, устроился работать в Acoustic Research в... отдел разработки электронных схем. Но в этот раз ему повезло больше. Он многое узнал об аудиопромышленности, стадиях производства и сбыта, маркетинге. Но итог был закономерен - Кантор уходит из компании и вновь оказывается предоставленным самому себе.

В это время его невесте предложили работу в Калифорнии. Для специалистов ее профессии был не столь большой выбор, и Кен был вынужден последовать за ней. На новом месте он совершил и первые самостоятельные шаги в бизнесе, открыв собственную консультационную фирму. Среди ее клиентов были различные компании, от Monster Cable до Faroudja Labs, Hewlett-Packard и корейской GoldStar. Создание NHT стало следующим логическим шагом. В процессе консультационной деятельности Кантор познакомился и подружился с Крисом Бирном. Оказалось, что эти два человека имеют одинаковые взгляды на верность звуковоспроизведения и прекрасно дополняют друг друга. Крис работал с Pioneer и Akai, а также делал закупки для Pacific Stereo. А что умел делать Кен, вы уже знаете.

Создавая NHT, Кантор и Бирн не имели четкого представления, чем они хотят заниматься. Но они твердо знали, что они не будут делать - посредственную продукцию. С другой стороны, они не собирались выпускать и эксклюзивные изделия для продажи в дорогом модном бутике. Так что основной проблемой было найти баланс между необходимостью привлечения достаточно большого количества покупателей, чтобы предприятие приносило прибыль, и желанием создавать по-настоящему хорошие вещи. На поиск этого равновесия ушло несколько первых лет деятельности.

NHT потратила много времени на то, чтобы применить технологии крупных компаний, рассчитанные на массовый рынок, для производства акустики, обладающей характеристиками и дизайном класса High End. И эта цель не показалась ее основателям противоречивой. По мнению Кантора, любая фирма способна выпускать ту продукцию, которая ей нравится. Все упирается в разработку нового товара: какую концепцию вы готовы принять, сколько времени потратить на доводку и совершенствование, сколько неудачных образцов вы можете позволить себе выбросить, прежде чем получите то, что нужно. Вот что делает продукт действительно стоящим, и это не имеет никакого отношения к его цене. А те, кто не согласен с этим утверждением, либо не знают, как выгодно покупать комплектующие, либо просто создают вокруг себя некий ореол таинственности. Разумная цена - это лишь один из постулатов мистера Кантора, имеющий отношение скорее к бизнесу, нежели к особенностям конструкции или звучания акустики NHT.

Некоторые, если не многие, покупатели хотят, чтобы каждый компакт-диск из их коллекции звучал музыкально. И это, конечно, является основной целью разработчиков. Но для Кантора, точнее NHT, интереснее заниматься другим. Философия компании заключается в том, что громкоговоритель должен максимально точно передавать информацию, содержащуюся на диске. Если кому-то звучание покажется недостаточно музыкальным, то винить ему стоит исключительно запись, а не «честные» колонки. И если слушатель не принимает такого звучания, то не стоит и пытаться продать ему подобные системы. Он их не хочет и будет лишь разочарован.

Сфокусируй свой образ

Проблема направленности и точного воссоздания трехмерного звукового поля волнует всех без исключения разработчиков акустических систем. Четкого определения, как же должна звучать колонка, до сих пор не выработано. Возможно, сколько существует производителей, столько и вариантов решения этой сложнейшей акустической задачи.

На основе многолетних обширных исследований в психоакустике и изучения особенностей распространения звуковых волн инженерами NHT во главе с Кеном Кантором была разработана технология Focused Image Geometry, суть которой заключается в расположении передней панели корпуса под углом в 21 градус*. Такая конструкция определяет характерную схему распространения звуковых волн и дает преимущества над традиционными АС с прямоугольными корпусами по четырем основным направлениям.

Во-первых, излучая точно в зону прослушивания вне зависимости от характеристик помещения и контролируя внеосевое распространение, Focused Image Geometry сокращает слышимые эффекты, возникающие за счет отражения звуковых волн от окружающих стен. В результате увеличивается точность передачи и формирования звукового образа.

Во-вторых, снижается акустическая перекрестная корреляция стереоканалов, что улучшает локализацию источников звука. Focused Image Geometry оптимизирует угол излучения громкоговорителя таким образом, что слушатель практически не слышит звуков, приходящих сзади и разрушающих целостность образа. В-третьих, существенно расширяется зона слышимого стереоэффекта. Скошенная передняя панель в совокупности с динамиками, отобранными по критериям направленности и линейности АЧХ, предоставляют слушателю большую свободу в выборе оптимальной позиции для прослушивания.

И, наконец, в-четвертых, «неправильная» форма корпуса исключает возникновение внутренних стоячих волн. За счет этого средние частоты приобретают исключительную чистоту, а на низких улучшается переходная характеристика, так как звуковые волны, излученные тыльной поверхностью диффузора, не могут вернуться обратно.

Технология Focused Image Geometry налагает очень строгие требования на размещение акустических систем в помещении. Во-первых, для реализации заложенного принципа «21 градус» необходимо очень точно выдержать параллельность боковых стенок корпуса стенам помещения и друг другу. Сам Кантор рекомендует проверять это с помощью рулетки и выдерживать точность до сотых долей дюйма, то есть десятых долей миллиметра! Почти с такой же точностью должна быть обеспечена симметричность установки относительно углов комнаты для прослушивания. Заключительная стадия - тщательный подбор расстояния между колонками. Если все условия будут выполнены, акустика NHT сполна вознаградит вас необыкновенно насыщенным, но без излишеств басом, чистой серединой и прозрачными верхними частотами. И, конечно, необычайной реалистичностью воссоздания звуковой сцены - тем, ради чего, собственно, и была разработана эта уникальная технология.

Являясь одним из пионеров в области разработки акустических систем для аудио и Home Theater, компания NHT не только совершенствует современные технологии, но и думает о моделях будущего, в частности универсальных. С широким распространением технологий окружающего звучания, от матричной четырехканальной до дискретной цифровой пятиканальной, к громкоговорителям начинают предъявлять все более жесткие требования. Одним из них является гибкость применения.

Условия прослушивания музыки и звукового сопровождения к кинофильму принципиально разные. В первом случае человек не получает зрительной информации, и для достижения необходимого эффекта вовлеченности требуется точная локализация источников звука в воображаемом пространстве. Но если основная смысловая нагрузка ложится на видеоряд, как это происходит в системах «домашнего кинотеатра», излишняя локализация без привязки к происходящему на экране может вызвать быстрое утомление. Исходя из этого инженерами NHT была разработана акустическая система с переключателем «audio/video». В положении «audio» звучание колонки характеризуется высокой сфокусированностью образов и глубиной звукового поля. В режиме «video» за счет переключения цепей кроссовера звучание становится более диффузным, размытым в горизонтальной плоскости.

Равномерное, когерентное звуковое поле - это как минимум половина высококачественной системы Home Theater. Новые технологии окружающего звучания, например Dolby Digital, предполагают применение для всех пяти каналов громкоговорителей, способных воспроизвести полный частотный диапазон. В этом случае при использовании разнотипных громкоговорителей добиться идеальной тембральной сбалансированности принципиально невозможно. Поэтому NHT был разработан комплект акустики, в котором применяется одна и та же конфигурация драйверов для всех каналов.

Отпуск президента

Каждый, кто пытался построить успешный бизнес, знает, насколько это сложно. Он, как маленький ребенок, требует неусыпного внимания и контроля. Но по прошествии 10 лет Кен Кантор решил, что созданная им компания уже твердо стоит на ногах и может некоторое время развиваться самостоятельно. И ушел в отпуск. На год. Этот год он решил потратить на восполнение пробелов в своей жизни. Оглянувшись вокруг, Кантор пришел к выводу, что наиболее значительной и интересной сферой человеческого творчества, где бы он мог реализовать свой талант, является музыка. С другой стороны, помимо осуществления нереализованных возможностей, запись собственного диска могла бы быть полезной для основной работы. Например, узнать, что же происходит по ту сторону звукорежиссерского пульта, услышать, как звучит музыка на разработанных тобою колонках, зная, как она создавалась от творческого замысла до технического исполнения.

Кантор собрал хорошую домашнюю студию звукозаписи и начал работать над созданием собственного компакт-диска, не ограничивая себя временными рамками. В компании к новому увлечению шефа отнеслись более чем благосклонно. Впрочем, как он сам потом признался, друзья и коллеги видели в этом лучшее средство, чтобы не дать ему потерять рассудок. Кантор сам написал и исполнил большинство мелодий для своего альбома. По отзывам тех, кому удалось услышать «Incoherent» - такое название получил диск - в них заключена настоящая буря эмоций, которая стремится вырваться наружу.

«Вряд ли у меня будет когда-нибудь шанс записать второй диск, поэтому я вложил в этот все что мог, как в свое время в создание NHT», - заявил Кен Кантор, вернувшись из «отпуска».

Относительно недавно компания NHT произвела слияние с корпорацией Rockford и теперь работает под именем последней.


Журнал "Салон Audio Video"
Сайт управляется системой uCoz