Братья Макдональды подарили знаменитой сети ресторанов имя. Но своей всемирной
славе она обязана другому человеку
Неизвестный герой – Реймонд Крок
Человека,
которому Америка обязана одним из своих самых известных брендов, звали Реймонд
Крок. Он родился 10 мая 1902 года. Одна из семейных историй, коих огромное множество,
рассказывает о том, что в 1906-м отец Рея показал его френологу, и тот, исследовав
череп ребенка, обнаружил на затылке коммерческую шишку весьма впечатляющих размеров.
Видимо, эта анатомическая особенность предопределила будущее Реймонда. В 15 лет
Рей Крок, подделав документы, записался в армию, а, демобилизовавшись, занялся
коммерцией. Тогда это было очень популярно, благо стремительно меняющиеся в стране
условия позволяли, не обладая особыми знаниями а также более или менее внушительным
стартовым капиталом, достигать кое-каких успехов.
Поначалу Реймонд торговал бумажными стаканчиками и прочими нетрадиционными тогда
еще столовыми принадлежностями. Чуть позже он занялся автоматами для взбивания
коктейлей – новшеством, потрясшим в тот момент пищевую индустрию. С ними Крок
исколесил всю Америку. Чудо техники с пятью взбивалками, функционирующими одновременно,
потрясло Реймонда Крока до такой степени, что в конце концов он выкупил у изобретателей
лицензию на дистрибуцию автоматов.
Чего только не насмотрелся Крок за 30 лет работы коммивояжером! Закусочные, кофейни,
столовые, рюмочные, бутербродные, пирожковые, сладкоежки, кафе-мороженое... Все
это калейдоскопом отложилось в памяти человека, имевшего массу собственных гениальных
идей, условий для реализации которых, правда, пока не подворачивалось. Позже этот
опыт пригодился Кроку, когда в его голове возникла потрясающая своей новизной
мысль об унификации системы фаст-фуд в масштабах всей Америки. С нее и зародилась
грандиозная торговая марка.
А началось все с несколько нетрадиционного заказа: владельцы одной провинциальной
закусочной заказали Реймонду целых 8 миксеров, дистрибуцией коих как раз и занимался
Крок в то время. Опытному коммивояжеру, чей успех и доход зависел от собственной
любознательности и расторопности, стало весьма интересно, кому это и зачем вдруг
понадобилось 40 молочных коктейлей, которые могли произвести заказанные восемь
миксеров одновременно. Реймонд отправляется в маленький провинциальный городок
Сан-Бернардино, откуда, собственно, и поступил интересный заказ. Здесь состоялась
историческая встреча братьев Макдоналдов с человеком, увековечившим их имя и превратил
его в знаменитый бренд.
Закусочная нового типа
К началу 50-х годов братья Дик и Мак Макдональд имели хороший опыт в бизнесе.
После долгих поисков они изобрели новую технологию работы ресторана, основанную
на быстром обслуживании, низких ценах и большом объеме продаж. Братья отказались
от меню из 25 блюд, использовавшегося раньше в их закусочных, в пользу ограниченного
меню всего из 9 наименований: гамбургер, чизбургер, три вида прохладительных напитков,
молоко, кофе, картофельные чипсы и пирожки, к которым позже прибавились картофель-фри
и молочные коктейли. Они ввели самообслуживание клиентов и переделали кухню, установив
оборудование из нержавеющей стали, позволяющее достичь такой же высокой скорости
производства, как на сборочных линиях. Кроме того, они резко снизили и без того
конкурентоспособную цену на гамбургеры с 30 до 15 центов.
Когда новый ресторан братьев Макдоналдов открылся в декабре 1948 года, потребовалось
некоторое время на «раскрутку» бизнеса. Но вскоре стало очевидно, что они ухватили
дух послевоенной Америки. К середине пятидесятых годов их небольшая фабрика по
производству гамбургеров приносила ежегодный доход в $350 тысяч. Объем продаж
по сравнению с их предыдущим рестораном возрос почти вдвое. В часы пик возле крохотной
стойки, где продавались гамбургеры, собиралось до 150 посетителей.
Молва об их успехе быстро распространилась, и после опубликования статьи об их
ресторане в журнале American Restaurant Magazine в 1952 году они стали получать
со всех уголков страны по 300 писем в месяц с просьбой разрешить работать по их
технологии. Первым, кому браться продали лицензию, стал Нейл Фокс, владелец ресторана
для автолюбителей в Фонексе, штате Аризона. Макдоналды решили, что он будет опытным
образцом для сети, которую они задумали создать. Здание, облицованное красно-белой
плиткой, с наклонной крышей и золотыми арками по бокам стало моделью для первой
«волны» ресторанов «Макдоналдс», появившихся в стране, и бессменным символом их
индустрии.
Ползая по своему теннисному корту, Макдоналды мелом чертили конструкцию кухни,
которая была в два раза больше кухни их первого ресторана. Изучив движение работников
в процессе приготовления пищи, они смогли наиболее эффективно расставить оборудование.
Периодически дождь смывал мел, и братьям приходилось все переделывать заново,
усовершенствуя конструкцию. О таком успехе их бизнеса в Сан-Бернардино они не
могли и мечтать, но потенциал концепции франчайзинга, пионерами которого они являлись,
использовался далеко не полностью.
Именно в этот момент на пути братьев Макдоналдов появился 51-летний коммивояжер
по фамилии Крок. Он сразу понял, что единственное, чего не хватало Макдоналдам
для полного успеха, так это размаха. Он просто не смог устоять от желания умножить,
удесятерить, возвести в тысячную степень столь оригинальное начинание, превратить
его в индустрию. К тому же, дела в компании, где столько лет Крок работал коммивояжером,
шли неважно. Да и профессионализм Реймонда Крока требовал чего-то большего, чем
распространения технических новинок. Свое доброе, но никому еще неизвестное имя
братья уступили Кроку всего за $950 и небольшие проценты от продаж. Однако уступили
не навсегда а «во временное пользование», и, как показало время, не прогадали.
Трудные времена
И вот 15 апреля 1955 года в городе Дез Плэнз, штат Иллинойс, Рей Крок открывает
свою первую "Золотую арку". Именно с нее и начинается новая история
"Макдоналдса" Реймонда Крока. Он вырабатывает новую идеологию работы
с клиентами, которая звучит приблизительно так: "Качество, сервис, чистота
и цены!» Это стало своего рода заклинанием, что повторял не только сам Рей, но
и тысячи его подчиненных, которых сам Крок знал лично в лицо и которым платил
по $100 в месяц.
Уже к 1960 году в сеть "Макдоналдс" входило более 200 закусочных. Первым
и непременным условием договора, подписываемого рестораторами, было унифицированное
меню: в Иллинойсе, Мичигане и Калифорнии клиенты должны были быть уверены, что
им подадут гамбургеры одного и того же размера, с одинаковым количеством мяса,
лука, кетчупа и горчицы. Сам Реймонд Крок до конца жизни самостоятельно объезжал
самые удаленные уголки империи "Макдоналдс", лично удостоверяясь в том,
все ли параметры единого для всех закусочных меню соблюдаются в точности. Биг-мак
должен быть знаком всем и каждому - в этом виделся коммивояжеру со стажем залог
успеха его грандиозного предприятия.
Но до истинного триумфа и торжества своей полной победы Реймонду Кроку с его «Макдоналдсом»
было еще очень далеко. Сеть "Макдоналдсов" увеличивалась и расширялась,
все новые и новые закусочные появлялись в мегаполисах и городках поменьше, однако
доходы с продаж никак не хотели расти. Их не хватало даже для оплаты труда менеджеров.
Для того, чтобы сохранить последних, Реймонд вынужден был уступить им 30 процентов
акций своей компании, а 22 процентами он гарантировал страховщикам возврат полуторамиллионного
займа, необходимого для выкупа торгового знака у братьев Макдоналдсов. Именно
этой суммы ему недоставало до заветных $2,7 миллионов, которые потребовали прозревшие
Мак и Дик за свое имя.
Братья, чьей фамилией теперь называлось огромное количество закусочных по всей
Америке, все еще никак не могли понять, что сила их предприятия и залог успеха
- в соблюдении принятых Кроком, унифицированных норм. Они все время нарушали их
в своих закусочных.
К началу 60-х Крок мечтал лишь об одном – возглавить компанию и начать строить
ее по своему усмотрению. Ведь ему нужно было имя, которое стало уже довольно известным
и пользовалось популярностью – никто не стал бы тогда покупать гамбургеры «Крок».
Реймонд был одержим этой идеей. Он поставил на карту всё: все свои сбережения,
вложил всю свои энергию, наконец, коренным образом изменил свою личную жизнь,
переменив ее.
Мироощущение Реймонда полностью изменилось, он жил своим детищем, им и только
им. В 1961-м Крок расторг свой брак, длившийся 39 лет. С тех пор его Богом, делом
и семьей стал "Макдоналдс". Не случайно своего любимца Фреда Тернера,
пришедшего в компанию в 1955 официантом и в 1968-м дослужившегося до высшего поста,
он называл сыном. И затея Реймонда не провалилась.
В самый трудный момент начинание спасла инициатива сотрудника компании Гарри Соннеборна,
предложившего в качестве основы развивающегося бизнеса земельную ренту. Купить
участок и сдать его в аренду единым пакетом вместе с лицензией – это было гениальным
и самым простым решением в сложные для Крока годы. Суть идеи, содержащей как бы
"два в одном", заключалась в ценах, по которым Крок отдавал в аренду
недвижимость: демпинговые на старте, они росли лишь с увеличением бизнеса, что
и было нужно владельцу. Франчайз-риэлторская корпорация Крока как подразделение
"Макдоналдса", занимающееся реализацией этой идеи, возникла в 1956-м,
но только к началу 70-х годов сделалась по-настоящему доходной. К этому моменту
доходы корпорации «Макдоналсд» составляла приблизительно $12 миллиардов – сумма,
внушающая уважение как к самой компании, так и к ее владельцу. В успешности проекта
теперь не сомневался уже никто.
Триумфальное шествие
В
1975 году журнал «Форбс» писал: «Состояние Реймонда Крока достигло $340 миллионов,
но он не успокаивается». И действительно, неугомонность – именно то качество выдающегося
бизнесмена, благодаря которому его мечта осуществилась.
В 1961 году Крок основал лабораторию, исследующую параметры приготовления жареной
картошки и хлеба с котлетой – популярного гамбургера. Под звучным именем "Университет
гамбургера" лаборатория благополучно работает по сей день, выковывая кадры
для тысяч "Макдоналдсов" планеты. Именно здесь проходят обучение все
топ-менеджеры корпорации.
В конце 60-х годов Крок начал массированную рекламную компанию, приобретшую за
непродолжительное время сначала национальные, а вскоре и международные масштабы.
Именно в это время появился знаменитый клоун Рональд Макдоналд – своего рода лицо
«Макдоналдса» – едва ли не более узнаваемый и любимый американскими малышами,
чем Санта-Клаус или Микки Маус, тематические парки и детские дома "Макдоналдс".
С начала 70-х годов унифицированные закусочные "Макдоналдс" начали распространяться
по всему миру, и распространение это можно назвать очень успешным. Популярность
вновь открывшихся ресторанов «Макдоналдс» росла прямо на глазах, людей, не знающих
о популярной торговой марке. И самое интересное то, что рынок вмещал в себя все
новые и новые рестораны, давал им возможность функционировать и приносить доход.
Реймонд Крок чувствовал эту ненасыщенность рынка и продавал лицензии по дешевке
направо и налево, максимально расширяя сеть своих ресторанов.
И даже несмотря на то, что в 1968 году Крок уступил руководство компании своему
"сыну" Фрэду Тернеру, он участвовал в делах компании до самой кончины.
Рей Крок умер в январе 1984 года, не дожив 10 месяцев до своего 500-миллиардного
биг-мака. В том году товарооборот его компании превысил 10 миллиардов долларов,
было продано 50 миллиардов гамбургеров, в 36 странах работало 8300 ресторанов.
Талантливейший человек и бизнесмен, он все-таки добился воплощения своей мечты
в жизнь. «Макдоналдс» знают на всех континентах, и вряд ли ему в ближайшем будущем
грозит банкротство. Эту корпорацию, без сомнения, можно считать одним из самых
удачных примеров развития бизнеса.
Кстати «Макдоналдс» в России
В 23 городах страны работают 73 ресторана.
Ежедневно российские «Макдоналдсы» посещают 200 тысяч.
За 11 лет работы «Макдоналдса» в России обслужено более 300 миллионов посетителей
и продано более 66 миллионов сандвичей «Биг-Мак».
Каждый час российские заводы Макдональдса производят 505 килограммов. мясных котлет,
900 литров молока, 15 500 булочек, 13 000 пирожков.