Светом дышит каждая былинка.

История велосипеда.

Начало

Можно ли представить себе сегодня современного сельского жителя без велосипеда? В принципе можно. Однако те, у кого этот самый велосипед все-таки имеется, скорее всего, согласятся, что как средство передвижения по пересеченной сельской местности это вещь замечательная. Правда, счастливые обладатели велосипеда вряд ли когда-нибудь задавались вопросом: а как, собственно, возникло это средство передвижения? Между тем можно раскопать в архивах целую увлекательную историю, связанную с биографией этого уникального "быстронога".

Начнем как раз со слова "быстроног". Так окрестил свое хитроумное изобретение немецкий барон фон Драйз. Машину, на которой летним утром 1817 года барон в присутствии многих зрителей обогнал почтовую карету, можно с некоторой натяжкой назвать прообразом велосипеда. Она напоминала самокат, поскольку, преодолевая за 4 часа расстояние в 70 км, барон фон Драйз всю дорогу отталкивался от земли ногами. Правда, у конструкции в отличие от самоката был руль и мягкое сиденье.
Свое изобретение фон Драйз решил назвать на латинский манер, соединив два слова "velocie" (быстрый) и "pedis" (нога), - так появился на свет "быстроног", или велосипед.

КТО ЖЕ БЫЛ ПЕРВЫМ?
Официально считается, что велосипеду не более 200 лет. Но ведь он состоит из простых, давно известных деталей: колес, шестерен, кривошипно-шатунного механизма. Колесо известно уже 6000 лет. Шестерни использовались в Древнем Риме во II-I веках до нашей эры. Началом нашей эры датируется рождение кривошипа. Выходит, что велосипед могли изобрести, по крайней мере, 2000 лет назад. Возможно, так оно и было. Во всяком случае, в одном из музеев Рима находится саркофаг, на котором изображен человек, едущий на устройстве, очень похожем на велосипед. Саркофагу 2000 лет. И на стенах развалин Древнего Египта, Вавилона, Помпеи тоже есть изображения подобных машин.
Так кто же все-таки был первым? Что касается России, то у нас первая конструкция, похожая на велосипед, была создана мастеровым из городка Верхотурье на Урале Ефимом Артамоновым. История его изобретения неизвестна. Лишь в "Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии", изданном в 1910 году, можно прочесть: "Мастеровой уральских заводов Артамонов в 1801 году бегал во время коронации на изобретенном им велосипеде". У этого средства передвижения был руль, педали, седло. Вся конструкция была железной. Ведущее колесо - переднее - в рост человека, заднее - вдвое меньше. Видимо, потому, что человек, сидя на таком велосипеде, напоминал чем-то паука, эти машины и прозвали "пауками".
Следует заметить, что Артамонов все-таки не был прародителем этого "паучьего" поколения велосипедов. У него были предшественники в Европе. Там уже в XVII веке выпускались большие "пауки" для взрослых, а для малышей - "паучки".
Велосипеды-"пауки" были неустойчивы и небезопасны. Остановить "паука" во время спуска под гору было очень трудно, поскольку тормоза на первом колесе появились лишь в 1853 году. Однако велосипедист перестал быть рабом двухколесной машины только после того, как на велосипеде появилась цепь. После этого конструкция приобрела современный вид, оставаясь, правда, достаточно тяжелой. Весил этот "скакун" более тридцати килограммов, а на неровных дорогах трясся так, что остряки прозвали его костотрясом. Вскоре тяжелые деревянные колеса были заменены более легкими и прочными, со стальными спицами.

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ
Шотландский ветеринарный врач Данлоп долго наблюдал за сыном, у которого от тряски во время езды на велосипеде буквально стучали зубы. Потом он взял обыкновенный садовый шланг, отрезал от него подходящий кусок, наполнил водой, а образовавшееся кольцо надел на обод колеса. Зубы у сына стучать перестали, но колеса оказались очень тяжелыми. Тогда Данлоп заменил воду воздухом. Для накачки шин он изобрел вентиль и воздушный насос, получив патент на свое изобретение.
Можно считать, что именно с этого времени велосипед стал незаменимым спутником человека. И по сей день это самое любимое средство передвижения почтальонов, особенно сельских. В конце прошлого века в России придумали велосипед для охотников. На нем можно было возить ружье, которое мгновенно снималось и не мешало при езде. Охотничий велосипед снабжался и палаткой-скаткой, помещавшейся под седлом. Попробовали было использовать велосипед для вспашки земли, но безуспешно - педальное усилие пахаря оказалось слишком малым. Зато пристроенный к велосипеду культиватор позволил обрабатывать междурядья на полях.
Военные, естественно, тоже не обошли стороной это изобретение. В конце XIX века специальный военный самокат появился почти во всех европейских странах.

НАД ЗЕМЛЕЙ И ПОД ВОДОЙ
Наверняка многие катались на водном велосипеде, а вот на подводном - довелось не каждому. На нем ноги вращают не колеса, а поршневой насос водного действия, то есть аппарат приводится в действие водометом. Такой велосипед может двигаться по прямой, менять направление, висеть на месте, погружаться вглубь, всплывать.
Попытки поднять велосипед на воздух делались уже в прошлом веке. "Известная французская фирма "Пежо" пожертвует приз в 10 тыс. франков тому изобретателю, который первым пролетит, поднявшись своими силами с ровной площадки, без всякого уклона, хотя бы только метров десять", - сообщил своим читателям журнал "Русский спорт" в 1912 году. В 1921 году приз получил французский велогонщик Пулен. Правда, его самолет-велосипед скорее прыгал, чем летал. В наше время на велосипеде уже летали через пролив Ла-Манш.
Вот так, начавшись в сущности с "костотряса", велосипед стал великолепной скоростной машиной, победив при этом не только российское бездорожье, но и скоростные трассы, водную стихию и небеса.

КРУТИ ПЕДАЛИ НАЗАД
"Этого не может быть!" - заявили директора велозаводов, когда некий "чудак" явил их взору нечто действительно невообразимое. Сконструированный и изготовленный им велосипед ехал вперед при вращении педалей в обратном направлении. Сам по себе этот факт можно было бы отнести к разряду веселых технических курьезов, если бы не одно обстоятельство - оборот педалей велосипеда давал десять метров движения вперед. Мало того, на своем "велике" изобретатель спокойно тянул на буксире микроавтобус, без видимого напряжения преодолевая крутые подъемы, с нехитрым устройством перевозил грузы в сто и более килограммов... После этого у очевидцев уже не вызвало сомнения утверждение автора, что на его велосипеде можно и пахать.
Имя человека, посягнувшего на основы основ веломеханики, - Юрий Алексеевич Макаров, изобретатель милостью божьей, кандидат физико-математических наук, принимавший участие в испытаниях более десятка видов атомного и водородного оружия. Для оборонной отрасли Юрий Макаров создал логарифмический усилитель, полихроматические и голографические системы контроля... Дипломы на изобретения красуются по всей его квартире. Но нашей "оборонкой" они не востребованы. И вот на вынужденном досуге в поле его изобретательского зрения и попал... велосипед.
Отставной "оборонщик" обратил внимание на то, как начинают осваивать велосипед маленькие дети. Когда ребят сажают в седло, они принимаются крутить педали назад. А чтобы перестроиться, малыш должен ломать свое интуитивное представление о биофизических процессах. Если большинство родителей, наблюдая этот странный факт, ограничиваются обучением отпрысков правильно крутить педали, то изобретатель мимо такого неожиданного открытия пройти равнодушно не мог. Макаров начал с изучения, казалось бы, давно изученной физиологии человека.
И вот что он понял: если мы крутим педали вперед, то напрягаем при этом грудную клетку; если же вертим назад, грудь распрямляется, поскольку в работу включается другая группа мышц. Рычаг воздействия на педаль увеличивается на длину стопы велосипедиста, и сил надо прикладывать меньше
Это на первый взгляд не бог весть какое открытие и повлекло за собой совершенно не ординарное техническое воплощение: Юрий Макаров сотворил из велосипедного хлама машину, позволяющую производить вращение педалей как вперед, так и назад. При этом он конструктивно изменил цепную передачу, которая обеспечила максимальный КПД; сделал коробку скоростей для выравнивания движения при смене прилагаемых усилий. На велосипеде Макарова можно ехать, всего лишь покачивая педали вперед-назад, сохраняя при этом значительную скорость.
Сегодня у покусителя велосипедной механики два запатентованных механизма. В одном - добавлена вторая цепь, позволяющая производить вращение назад и двигаться вперед. В другом - цепь одна, но охватывает своеобразной лентой Мебиуса все движущие колесо передаточные механизмы.
В арсенале изобретателя самые разные "ЮРМАКи" - модели "Юрий Макаров": двухшинный велосипед с высокой проходимостью - по грязи, снегу, песку, пашне, трехколесная машина для инвалидов, детский, спортивный велосипед, позволяющий развивать скорость поболее знаменитых трековых моделей и преодолевать крутые подъемы. На Московском между народном салоне промышленной собственности Юрий Алексеевич Макаров был удостоен Большой золотой медали "Архимед-99". Его "ЮРМАК" демонстрировался на выставке техники будущего в Милане, но без присутствия автора. Опытный образец и был продан знающим толк в таких машинах иностранцам. Макаров в результате этой "сделки" остался и без велосипеда, и без денег. Руководители же наших промышленных гигантов, таких как пермский, саранский, пензенский велозаводы, похоже, еще не созрели до постановки на конвейер изобретений Макарова. Видимо, не зря его велосипед стал объектом пристального внимания именно на выставке техники будущего. Вопрос только в том, сколь отдаленного для России?
А Юрий Алексеевич считает так: "Если кто-то скажет:
"Не надо изобретать велосипед", - не берите в голову. Оставьте эти слова ортодоксам. Научную мысль остановить невозможно".

Журнал "Малое предприятие"

Сайт управляется системой uCoz